Власти Свердловской области призвали к ответу руководство ТГК-9, обвиняя энергетиков в неисполнении обязательств.
По мнению мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, именно поведение энергетиков стало причиной разрыва тепломагистрали на проспекте Космонавтов. Авария, случившаяся 9 января, едва не оставила без тепла четыре района Екатеринбурга.
Как сообщил господин Чернецкий, руководство города неоднократно обращалось к руководству ОАО «ТГК-9» с просьбой привести М1 в надлежащее состояние, но эти просьбы были оставлены без внимания:
– Муниципалитету принадлежит 2600 километров теплосетей. Ежегодно мы должны выполнять ремонт 100 километров сетей, и мы это делаем. Аварийность на наших участках снижается. ТГК-9 принадлежит 400 километров сетей. Они обязаны по договору ремонтировать 14,5 километра сетей, однако ремонтируют только 4‑6. Из-за этого аварийность на их участках катастрофически растет, – отметил мэр.
Это заявление вызвало критику губернатора Свердловской области Александра Мишарина, заявившего, что руководство города должно не уговаривать, а требовать.
– Можно проложить другую трассу. Вы имеете все возможности жестко разговаривать с ТГК-9. Они получают платежи за тепло и обязаны поддерживать свои сети в надлежащем состоянии, – заявил глава региона.
«ЭПР» попросила главу филиала ТГК-9 Сергея Ефимова прокомментировать критические замечания в адрес компании и пояснить причины проблем с ремонтом теплового хозяйства.
– Если говорить о состоянии тепловых сетей Екатеринбурга, то здесь, как говорится, время работает против нас, – отметил он. – Существенная проблема города – наружная коррозия трубопроводов за счет техногенных вод. Весь город залит канализационными и водопроводными стоками. С точки зрения повреждаемости наши трубы самые уязвимые, потому что они горячие и подвергаются большему «стрессу». Трубопровод, где произошел прорыв, отработал 17 лет при нормативном сроке 25 лет.
В то же время отопление жилых домов и других зданий ряда микрорайонов города, осуществляемое с разводящих сетей, в большинстве случаев разбалансировано. Причины этого в отсутствии должной наладки внутриквартальных сетей, средств измерений, ограничительных устройств, регуляторов температуры и давления на теплопунктах, самовольное, без получения технической документации, изменение проектных схем теплоснабжения. В результате фактические расходы теплоносителя, подаваемого с ТЭЦ и котельных компании, из‑за потерь у потребителей превышают расчетные величины. На эти обстоятельства энергетики обращают внимание не первый год. Компания направила в адрес администрации Екатеринбурга и районных глав соответствующие предложения для более эффективного использования энергоресурсов.
Если говорить о ремонтных программах, то все установленные планы мы выполняем. Что касается нынешнего года, то мы будем ставить вопрос о выделении дополнительных средств на обновление городских теплотрасс. По предварительной оценке для магистральных сетей на это нам понадобится порядка 10 миллиардов рублей.
В предыдущий период для реконструкции сетей мы использовали такой механизм, как плата за подключение к тепловым сетям вновь создаваемых или реконструируемых объектов. К сожалению, в связи со сложившейся экономической ситуацией зафиксированы отказы от подключения крупных инвесторов, изменивших сроки строительства своих объектов или вообще отказавшихся от возведения новых. И от заявленных сумм за время реализации инвестиционной программы по развитию системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга мы получили только 19 процентов. Компания полностью использовала эти деньги на реконструкцию сетей в центре города, прокредитовав при этом программу на 120 миллионов рублей. Тем не менее мы считаем необходимым развивать инвестиционную программу, так как на сегодня в связи с перегрузкой системы подключать новых потребителей мы технологически не сможем. При этом плата за присоединение – реальный и действенный источник развития новых мощностей.
Энергетики нашли технологические решения по замещению недополученного теплоносителя за счет других теплоисточников, в частности Ново-Свердловской ТЭЦ и Гурзуфской котельной. Это позволило работать в соответствии с диспетчерскими графиками.
Сейчас ограничения сняты, с «Уралметпромом» ведутся переговоры. Мы предложили условия оплаты, несколько отличающиеся от тех, что есть в договоре. Мотивировка простая: мы сейчас, к сожалению, не в состоянии платить так, как это прописано. ТГК-9 сама находится в положении кредитора по отношению к потребителям Свердловской области. Наши потребители имеют существенную задолженность перед компанией, она составляет около 3 миллиардов рублей. Поэтому на критический период мы предложили вести расчеты так, как это делаем со Средне-уральской ГРЭС, – с отсрочкой текущих платежей на сорок пять дней. При этом, естественно, мы не отказываемся от погашения существующей задолженности.
Подготовила Ольга МАРИНИЧЕВА МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Хомченко, руководитель проекта Института экономики города:
На мой взгляд, возникновение ситуации, при которой оператор намеренно не выполняет обязательства по ремонту и модернизации теплового хозяйства, весьма сомнительно, в первую очередь потому, что недобросовестное выполнение обязательств создает угрозу серьезных аварий и риск для самого бизнеса оператора. Как правило, недофинансирование ремонтов связано с другими причинами – такими, как неплатежи потребителей, заниженный регулятором тариф, дающий возможность финансировать лишь часть затрат по ремонту и модернизации тепловых сетей, просчеты самого оператора, неверно просчитавшего необходимые для ремонта затраты. Как правило, в действительности имеет место не одна, а сразу несколько причин, сложение которых дает кумулятивный эффект. Как показывает практика, разорвать заколдованный круг взаимных обязательств и неплатежей чисто силовыми методами крайне сложно. Более эффективный путь – сесть за стол переговоров и попытаться решить с участием регуляторов, местных властей и иных заинтересованных сторон, как скорректировать обязательства и не допустить серьезных ЧП в период кризиса.
|